С точки зрения потребления зимние праздники всегда выделяются в календаре: в ряде категорий одна лишь предновогодняя неделя генерирует до 15–30% всего годового оборота. А с учетом роста покупательских расходов, который прослеживался на протяжении года, можно ожидать, что 2024 установит новый рекорд по объемам продаж. О том, сколько покупатели планируют потратить на подготовку праздничного стола, кому приобретут подарки и что поможет игрокам лучше подготовиться к высокому сезону — рассказываем в материале Нильсен.
По результатам нового исследования Нильсен, в 2024 году покупатели намерены потратить на новогодние праздники более 25 тысяч рублей. Такая сумма основана на данных опроса более 1000 респондентов по всей России в возрасте от 18 до 65 лет. При этом расходы на покупку подарков для друзей и близких они оценили в 8500 рублей, а на новогодний стол — в 17500 рублей.
Что россияне планируют дарить близким на Новый год?
Несмотря на то, что для многих потребителей подарки к праздникам обладают индивидуальностью и связаны с личностью получателя, их общую массу можно объединить в группы и проанализировать, какие категории могут пользоваться большим спросом. Так, среди самых популярных подарков на Новый год, по словам респондентов, выделяются средства для ухода за собой, товары для дома, а также продукты питания (например, сладости, вино, фрукты). Чаще всего опрошенные планируют дарить подарки своим супругам (58%), родителям (57%), детям до 18 лет (46%) и друзьям (33%).
При этом среди каждого сегмента получателей прослеживаются те или иные сходства, которые могут помочь игрокам сделать определенные прогнозы и лучше подготовиться к высокому сезону, чтобы не допустить пустых полок, задержек доставки или других трудностей, которые непременно отразятся на опыте покупателей. Так, например, в качестве подарка супруге или супругу опрошенные чаще планируют приобрести ювелирные украшения, непродовольственные товары и аксессуары, а четверть и вовсе еще не определились с подарком. Друзьям чаще намерены дарить товары для дома, а коллегам — непродовольственные товары и косметику.
Заметные различия в корзинах наблюдаются и среди подарков детям: ребенку до 18 лет респонденты чаще планируют приобретать детские товары (31%) и электронику (21%), а старше 18 лет — уходовые средства (21%) и товары для творчества и хобби (15%).
Заметные различия в корзинах наблюдаются и среди подарков детям: ребенку до 18 лет респонденты чаще планируют приобретать детские товары (31%) и электронику (21%), а старше 18 лет — уходовые средства (21%) и товары для творчества и хобби (15%).
Чего можно ожидать от новогодних закупок?
Если же посмотреть на другой аспект новогодних закупок, а именно подготовку праздничного стола, то сами респонденты планируют потратить на нее в среднем 17,5 тысяч рублей. Традиционно к Новому году в продуктовую корзину россиян входит шампанское, икра, красная рыба, сельдь, мясо, майонез, сыры, фруктовые соки и консервированные овощи. Продажи этих категорий в конце года обычно ускоряются — например, в последние две недели 2023 года каждая из них показала рост натуральных продаж до +30%, причем самый яркий рост был заметен у шампанского (+30%) и икры (+27%). А в категории игристого вина на этот период и вовсе приходится основной пик продаж — за последние две недели декабря реализуется почти 20% годового оборота игристых вин.
При этом в предновогоднюю неделю 2024 года спрос на товары FMCG может ощутимо превысить уровень 2023: с учетом динамики продаж текущего года можно ожидать как больших объемов покупок (в том числе традиционных «новогодних» продуктов), так и роста разнообразия самой покупательской корзины. К примеру, сейчас идет активный процесс именно дополнения корзины теми продуктами, которые раньше не присутствовали или потреблялись в меньших количествах: кондитерских изделий, различных снеков, сыров, мясных изделий и многих других. И с учетом того, что покупатели активно пробуют такие «дополнительные» товары, можно ожидать, что перед Новым годом большее количество из них появится на праздничных столах.
При этом в предновогоднюю неделю 2024 года спрос на товары FMCG может ощутимо превысить уровень 2023: с учетом динамики продаж текущего года можно ожидать как больших объемов покупок (в том числе традиционных «новогодних» продуктов), так и роста разнообразия самой покупательской корзины. К примеру, сейчас идет активный процесс именно дополнения корзины теми продуктами, которые раньше не присутствовали или потреблялись в меньших количествах: кондитерских изделий, различных снеков, сыров, мясных изделий и многих других. И с учетом того, что покупатели активно пробуют такие «дополнительные» товары, можно ожидать, что перед Новым годом большее количество из них появится на праздничных столах.
«Новогодний сезон традиционно является периодом более крупных закупок и не обходит стороной товары повседневного спроса — продукты питания, алкоголь, средства для ухода за собой, бытовую химию. Вполне можно ожидать, что объемы продаж текущего года превзойдут предыдущие в силу того, что покупатели чувствуют себя гораздо более уверенно: индекс покупательского оптимизма, измеряемый Нильсен, уже несколько кварталов подряд находится на рекордно высоком уровне. Более того, в III квартале 2024 несколько выросли значения одного из трех компонентов индекса, связанного с готовностью покупателей к тратам (+ 2 п.п.) — 50% респондентов заявили, что считают текущее время «отличным» или «хорошим» для трат, что является позитивным сигналом для рынка. Особенно в преддверии ноября и декабря, которые остаются главным сезоном распродаж и подготовки к новогодним праздникам.
При этом важно понимать, что именно будет привлекать покупателя в тот или иной магазин и станет для него дополнительным стимулом в высокий сезон. Говоря о том, что может подтолкнуть аудиторию к более активному совершению покупок перед Новым годом, сами респонденты выделяют снижение цен (61%) и дополнительные скидки, кэшбек или баллы по программе лояльности (33%). Кроме того, каждый десятый покупатель признается, что его привлекли бы товары в праздничной упаковке или новогодние наборы. Такой ответ сигнализирует о важности наличия сезональных активаций для ритейлеров и производителей — например, лимитированного запуска новинок, праздничных наборов в приятной упаковке, необычных «новогодних» вкусов и так далее», — комментирует Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами Нильсен.