Несмотря на то, что ассортимент магазинов на автозаправочных станциях во многом уступает остальным форматам современной торговли, для части товаров FMCG этот канал становится перспективным направлением для развития, генерируя вплоть до трети оборота во всей рознице. О том, какие продукты чаще всего покупатели приобретают в магазинах на АЗС, какие тренды ярче всего заметны на этом рынке и как выглядит его структура — в первом обзоре автозаправочных станций Нильсен.
Магазины при АЗС являются довольно динамичным каналом для товаров повседневного спроса — за последний год по август 2024 динамика продаж FMCG на заправках составила +13,3% в денежном выражении. Такой вывод можно сделать на основе анализа, впервые проведенного Нильсен на автозаправочных станциях: в нем учитывались более 80 категорий товаров повседневного спроса на АЗС из примерно 5 000 точек по всей России (включая магазины таких сетей как Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Башнефть, Татнефть и других). Реализация запчастей для машин, моторного масла или иных товаров, которые не относятся к FMCG, в исследовании не учитывались.
Что и как покупатели приобретают на станциях заправки?
Если взглянуть на структуру товаров повседневного спроса на АЗС, то в этом канале становится ярко видна специфика потребления: расплачиваясь на заправке, водители приобретают заодно те продукты, которые можно потреблять на ходу и во время вождения. Поэтому основную долю оборота в таких магазинах формируют сладости, снеки, табачные изделия и безалкогольные напитки.
Так, крупнейшими категориями повседневного спроса, которые обеспечивают более 80% оборота на АЗС, стали сигареты, энергетики, вода, табачные стики и газировка. Самую высокую долю из этого списка заняли сигареты — на них приходится сразу 55% продаж FMCG на заправках в денежном выражении.
Так, крупнейшими категориями повседневного спроса, которые обеспечивают более 80% оборота на АЗС, стали сигареты, энергетики, вода, табачные стики и газировка. Самую высокую долю из этого списка заняли сигареты — на них приходится сразу 55% продаж FMCG на заправках в денежном выражении.
Помимо ключевых категорий, значимую роль на АЗС играют сладкие и соленые перекусы, которые удобно взять с собой в машину или употребить во время стоянки. К примеру, одними из самых быстрорастущих товаров FMCG на заправках за последний год стали охлаждённые фруктовые соки (+133%), а также шоколадные драже (+60%) и соленые крекеры (+17%), которые для удобства продаются только в виде фабрично упакованной продукции. Это отличает канал АЗС от других форматов современной торговли, например, супермаркетов или гипермаркетов, где покупатель может приобрести в том числе товары на развес.
Для каких товаров магазины при АЗС могут стать дополнительным стимулом для развития?
Помимо табачных изделий и снеков, АЗС становятся дополнительным каналом для развития напитков, обладающих бодрящим эффектом — например, холодного кофе или энергетиков, которые водитель может приобрести во время долгой дороги. Сейчас уже почти треть продаж холодного кофе (31%) реализуется именно на заправочных станциях, а в категории энергетиков это значение превысило 5%. Особенно высоким спрос на такие товары может стать в летний период, когда водители чаще готовы приобрести не только бодрящий, но и охлажденный напиток, а трафик на дорогах значительно возрастает благодаря теплой погоде и сезону отпусков.
В летний период на АЗС также могут увеличиваться продажи и других «сезонных» категорий — например, мороженого или холодного чая, которые также вошли в топ-10 самых покупаемых товаров FMCG на заправках за последние 12 месяцев по август 2024.
Если же говорить про непродовольственный сектор, то чаще всего на АЗС покупатели приобретают освежители воздуха для автомобилей (+20,6%), влажные салфетки (+5,1%) и презервативы (+0,9%). А значит, АЗС могут стать дополнительным стимулом для развития не только ключевых категорий (сигарет, напитков и снеков), но и ряда непродовольственных товаров, которые занимают небольшую долю в структуре продаж.
Если же говорить про непродовольственный сектор, то чаще всего на АЗС покупатели приобретают освежители воздуха для автомобилей (+20,6%), влажные салфетки (+5,1%) и презервативы (+0,9%). А значит, АЗС могут стать дополнительным стимулом для развития не только ключевых категорий (сигарет, напитков и снеков), но и ряда непродовольственных товаров, которые занимают небольшую долю в структуре продаж.