В I полугодии 2024 года самым быстрорастущим безалкогольным напитком стали морсы. В натуральном выражении их темпы продаж достигли 46,3%, хотя годом ранее они снижались. Такая динамика значительно опережает не только темпы остальной соковой продукции (соков, нектаров, компотов), но и других безалкогольных напитков — например, газировок, энергетиков, воды и других. О том, за счет чего происходит активный рост и какие тренды заметны в категории, — в обзоре Нильсен.
Как развиваются напитки с содержанием сока?
В I полугодии 2024 года динамика продаж всей категории соковой продукции в розничных сетях восстановилась после прошлогоднего снижения: в натуральном выражении она составила 13,6% против -3,1% годом ранее, в абсолютных значениях превысив объемы продаж и 2023, и 2022 года. При этом ускорились продажи практически всех сегментов, что особенно ярко заметно на примере морсов — именно они стали самым быстрорастущим безалкогольным напитком. Так, в натуральном выражении их темпы продаж достигли 46,3%, хотя годом ранее они снижались (-20,3%).
Одновременно динамика натуральных продаж морсов опередила и другие прохладительные напитки: для сравнения, в январе-июне 2024 темпы продаж газировок выросли на 0,8%, энергетиков — 16%, питьевой воды — 17,2%, кваса — 9,4%, взрослых пюре и смузи — 15,7%*. Такая динамика может быть связана как с трендом на ЗОЖ и интересом покупателей к натуральным товарам с меньшим содержанием сахара, так и запуском новых брендов в категории и усилением локальных игроков.
«Несмотря на то, что морсы являются небольшой категорией и занимают порядка 3% среди всех сокосодержащих напитков, именно им удалось стать самым быстрорастущим сегментом в своей группе. В первую очередь, такой тренд может быть связан с растущим интересом покупателей к более полезным напиткам с натуральным составом, в том числе в рамках ЗОЖ и заботы о здоровье.
Другая причина — инвестиции игроков в производство и продвижение таких товаров на полках магазинов, что коррелирует с трендом на усиление локальных напитков, которыми чаще всего являются морсы. В январе-июне 2024 их ассортимент в российских розничных сетях вырос на 7%, что произошло как за счет расширения представленности существующих марок, так и появления новых локальных игроков (например, «Русморс») и напитков из Беларуси («Я-годный»). При этом, если посмотреть на всю категорию соковой продукции, то ее ассортимент в целом сократился на 3%», — комментирует Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами Нильсен.
Новые запуски и изменение вкусовых предпочтений
Сейчас в развитие сегмента морсов активно инвестируют и сами игроки, причем как крупные бренды-производители, так и ритейлеры: в настоящий момент около 40% категории приходится на частные торговые марки, которые наращивают свою значимость (+2 п.п.). Одновременно меняется и список ключевых марок в категории: к примеру, в 2024 году в топ-5 вошел российский бренд «Русморс», который не продавался ранее, а марка «Любимый», например, нарастила долю с 1% сразу до 5% и заняла шестую строчку.
Одновременно меняются и вкусовые предпочтения покупателей: например, увеличивается доля напитков с клюквой и брусникой, а морсы с виноградом сокращают свою значимость. При этом самым растущим сегментом стали морсы со смородиной, которые нарастили долю с нуля до 1,8%. На фоне низкой базы их темпы продаж достигли сразу +3854% в денежном выражении, а драйверами такого роста стали как белорусские напитки (бренд «Я-годный»), так и локальные игроки — морсы «Садовая Плетенка» и «Таежный край» из Иркутской области, а также «Домашние рецепты» с производством в Муроме.
Одновременно меняются и вкусовые предпочтения покупателей: например, увеличивается доля напитков с клюквой и брусникой, а морсы с виноградом сокращают свою значимость. При этом самым растущим сегментом стали морсы со смородиной, которые нарастили долю с нуля до 1,8%. На фоне низкой базы их темпы продаж достигли сразу +3854% в денежном выражении, а драйверами такого роста стали как белорусские напитки (бренд «Я-годный»), так и локальные игроки — морсы «Садовая Плетенка» и «Таежный край» из Иркутской области, а также «Домашние рецепты» с производством в Муроме.
*исследование проводилось для категорий безалкогольных напитков за исключением чая и кофе