В январе-августе 2023 года в список 50 крупнейших брендов на российском рынке FMCG впервые вошли сразу восемь марок, а некоторые крупнейшие международные игроки выбыли из рейтинга, уступив позиции локальным. За счет того, что в рейтинг вошли новые крупные российские производители, суммарный товарооборот 50 крупнейших брендов вырос, составив 26,3% рынка товаров повседневного спроса.
«Одной из важнейших тенденций в обновленном рейтинге брендов стало значительное усиление локальных игроков. Среди наиболее ярких примеров — бренды «Добрый», «Черноголовка» и «Село Зеленое», которые заметно поднялись в списке в 2023 году. Такие изменения происходят во множестве категорий из-за трансформации ассортимента FMCG: как небольшие, так и крупные российские игроки наращивают долю рынка за счет крупных зарубежных брендов, которые ушли с российского рынка или приостановили инвестиции», — Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами Нильсен.
Среди лидеров с наибольшей долей продаж от всего FMCG-рынка, входящих в топ-10, значительнее всего выросли позиции брендов «Добрый», Camel и Chesterfield — последний поднялся сразу на 59 позиций и вошел в десятку крупнейших.
Среди важных отличий в методологии текущего рейтинга важно отметить, что список основан на периоде с января по август включительно и сравнивается не с предыдущим годом, как это было ранее, а с 2021, что позволяет исключить большую волатильность, свойственную 2022 году, когда на рынке появлялось беспрецедентно большое количество новинок.
1.Winston
Доля от FMCG-рынка: 2,2% Позиция: не изменилась
2.Добрый
Доля от FMCG-рынка: 1,2% Позиция: бренд поднялся на 13 строчек по сравнению с 2021 годом
3.Camel
Доля от FMCG-рынка: 1,2% Позиция: бренд поднялся на 9 строчек по сравнению с 2021 годом
4.Lay's
Доля от FMCG-рынка: 1,1% Позиция: бренд поднялся на 1 строчку по сравнению с 2021 годом
5.LD
Доля от FMCG-рынка: 1% Позиция: бренд опустился на 2 строчки по сравнению с 2021 годом
6.Rothmans
Доля от FMCG-рынка: 0,9% Позиция: бренд опустился на 4 строчки по сравнению с 2021 годом
7.Philip Morris
Доля от FMCG-рынка: 0,8% Позиция: бренд опустился на 3 строчки по сравнению с 2021 годом
8.Kent
Доля от FMCG-рынка: 0,8% Позиция: бренд опустился на 1 строчку по сравнению с 2021 годом
9.Chesterfield
Доля от FMCG-рынка: 0,8% Позиция: бренд поднялся на 59 строчек по сравнению с 2021 годом
10.Простоквашино
Доля от FMCG-рынка: 0,7% Позиция: бренд опустился на 2 строчки по сравнению с 2021 годом
Как считается рейтинг?
Оценка бренда основана на его доле денежных продаж от всего FMCG-рынка за период с января по август 2023 года по более чем 160 категориям товаров повседневного спроса. Рейтинг основан на наиболее полных данных национального аудита, включающего как розничные сети, так и традиционную торговлю.