По данным нового исследования Нильсен, страна производства остается одним из тех критериев, на которые покупатели обращают большое внимание при выборе товаров повседневного спроса. В ходе опроса половина респондентов признались, что целенаправленно обращают внимание на происхождение продукта, а 62% покупателей рассказали о том, что предпочитают приобретать именно отечественные товары. Для сравнения, зарубежным брендам на регулярной основе отдает предпочтение только 7% опрошенных.
Опрос проводился среди более 1000 респондентов 18-65 лет из городов с населением свыше 1 млн человек, по квотам, репрезентативным структуре населения.
Как распределяются покупательские предпочтения при выборе товаров?
Говоря о покупательских предпочтениях при наполнении корзины, 62% респондентов признались, что предпочитают товары именно российского производства. Из них 27% «всегда стараются поддерживать отечественных производителей» — интересно, что в этой группе более высокие показатели у мужчин (30% против 23% у женщин) и респондентов в возрасте 35-44 лет (30%).
При этом зарубежным маркам отдает предпочтение только 7% опрошенных. Однако есть группы покупателей, где такие цифры выше среднего — например, среди поколения Z в возрасте до 24 лет (12%).
«Примечательно, что среди причин, на основе которых покупатели выбирают отечественные товары, вошли не только показатели безопасности, стоимости или качества продуктов, но и просто желание поддержать российских производителей и экономику (22%). Такой мотив выделили при ответе пятая часть респондентов — что делает его вторым по популярности среди тех, кто предпочитает российские товары», — комментирует Константин Локтев, исполнительный директор Нильсен.
На что в целом покупатели обращают внимание при выборе товара?
По словам самих покупателей, половина из них (49%) целенаправленно обращают внимание на то, где произведен товар — всегда или периодически. При этом, говоря именно о российском производстве, 40% признались, что часто видят и легко находят такие изделия на полке — особенно в региональных городах-миллионниках (43%) и среди аудитории старше 35 лет (44-45%).
Еще треть покупателей отмечает, что иногда видит такие продукты, но не всегда может быстро определить, что тот или иной товар именно российского производства.
«Говоря о том, в каких категориях покупатели чаще всего замечают товары российского производства, на первое место ожидаемо выходят продукты питания — молочная, мясная продукция, хлеб и не только (79%). Это те ультра-свежие категории, где традиционно сильны региональные игроки — и в зависимости от географии продаж полка таких продуктов может сильно варьироваться.
За продуктовой группой с большим отрывом следуют прохладительные напитки и бытовая химия — в них товары отечественного производства отмечают 45% и 42% респондентов соответственно», — комментирует Константин Локтев, исполнительный директор Нильсен.