Новости Нильсен

Тихое вино: что предпочитают покупатели?

Нильсен впервые проанализировал предпочтения российских потребителей при покупке тихого вина. Согласно результатам исследования, российские вина не только возглавили список любимых у покупателей, но и стали самыми узнаваемыми в категории. Подробнее о трендах тихого вина и потребительских предпочтениях с точки зрения происхождения, цвета и сладости вина, — рассказываем в материале Нильсен.

По данным исследования Нильсен «Поведение покупателей тихих вин», самая большая группа опрошенных (45%) сказали о том, что чаще всего приобретают российские вина. За ними с большим отрывом следуют вина «Древнего Света» (Грузия, Армения, Ливан, Израиль, Греция, Азербайджан, Кипр) — их чаще всего покупают 17% опрошенных, а также «Старого Света» (Западная и Центральная Европа) — 15%.

Опрос проводился среди более 1000 респондентов 18-65 лет из городов с населением свыше 1 млн человек, по квотам, репрезентативным структуре населения.


На фоне высокой популярности отечественного вина именно российские игроки формируют список самых узнаваемых брендов в своей категории. На вопрос о том, какие марки тихого вина знают и помнят покупатели, респонденты чаще всего называли таких игроков как «Абраю-Дюрсо», «Массандра» и «Фанагория».

Красное полусладкое: какие типы вина предпочитают российские покупатели?

С точки зрения цвета самым популярным среди российских покупателей оказалось красное вино — его предпочитает сразу 61% опрошенных. Исключением из правила оказался Санкт-Петербург, где любителей белого вина оказалось больше, чем красного: 47% против 46%.

А вот розовые и оранжевые вина отмечают меньше ценителей — в среднем только 5% и 0,5% соответственно.


Не менее интересно распределяются предпочтения и с точки зрения сладости вина. Так, на первом месте по популярности оказалось полусладкое вино — его назвали любимым 41% опрошенных.

На второй строчке расположилось сухое вино (30%), которое чаще предпочитают жители Москвы (35%) и респонденты старше 45 лет (35-38%). А вот молодое поколение значимо чаще выбирает сладкие вина: так ответили 9% зумеров против 1% в группе 55-65 лет.

О каких трендах покупатели тихих вин говорят чаще всего?

Первая особенность, на которую важно обратить внимание — это те ситуации потребления, в которых респонденты чаще всего пьют тихие вина. Зачастую они ассоциируются с праздниками, особыми поводами или романтическими свиданиями, что подтверждается результатами исследования. Однако важным выводом, который указывает на постепенное изменение культуры потребления, является тот факт, что среди всех указанных ситуаций наиболее частые, по заявлениям респондентов, не знаковые события, а более рутинные ритуалы: раз в месяц и чаще покупатели потребляют вино для расслабления после рабочего дня (57%), за просмотром фильмов и сериалов дома (57%) или с обычным приемом пищи (53%).


Вторая важная особенность меняющейся культуры потребления — рост осведомленности и даже экспертности в области трендов в категории тихих вин. Так, например, более трети покупателей видели в продаже или пробовали безалкогольные вина (37%), вина для конкретных блюд (34%) и вина с низким содержанием алкоголя (33%). Еще около четверти опрошенных отметили локальные продукты или, например, изучали QR-коды, которые позволяют узнать историю напитка.


Постепенно развивается осведомленность и вокруг более узких сегментов, которые ранее выбирали «продвинутые» ценители: уже порядка 10% жителей городов-миллионников говорят о том, что знакомы с биодинамическими винами, оранжевыми винами, амфорными винами.

Какие факторы влияют на выбор покупателя?

Говоря о том, что влияет на выбор покупателя, в первую очередь можно выделить фактор упаковки: 72% опрошенных говорят о том, что при выборе обращают внимание на бутылку и её вид. При этом в списке топ-3 самых важных элементов респонденты перечисляют общий дизайн бутылки (28%), тип пробки (25%) и непосредственно этикетку (19%).

С точки зрения магазинов для покупки практически все покупатели приобретают вино офлайн в физических точках. Среди ключевых типов магазинов для покупки вина лидируют алкомаркеты (48%) и обычные продуктовые магазины (29%), в то время как в винных бутиках закупаются только 10% опрошенных.

Интересно, что среди офлайн-магазинов, где была совершена последняя покупка вина, первую строчку заняла сеть «Красное и Белое»: 31% опрошенных в последний раз приобретали вино именно там. Такие цифры в несколько раз опережают других ритейлеров — «Пятерочку» (9%), «Ленту» (7%), «Бристоль» (6%) и другие.

2025-11-05 10:00 Тренды рынка